29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Как молоды мы были, или школьные годы чудесные

Наверное, у каждого, кто был школьником, остались добрые и радостные воспоминания об этом светлом периоде жизни и школе, которая дала  путевку в жизнь.

Актовый зал школы №4 г. Кокшетау был переполнен выпускниками разных лет и преподавателями,  приехавшими отметить 100-летний юбилей родной школы.

С приветственным словом выступила директор школы М. Б. Хасенова.

Выпускники  поделились  своими воспоминаниями о школьных годах.

И у меня всплыл в памяти далекий 1958 год, наша школа №4 и наш выпускной 10 «Б» класс.

На пожелтевшей фотографии ушастые мальчишки, девчонки с косичками. Наши замечательные преподаватели: Софья Семеновна Барановская вела у нашего класса историю, Изида Петровна Ковалева — преподаватель литературы, Базиков Семен Михайлович — физик, Зырянова Ольга Михайловна – завуч школы, Валентина Алексеевна  Резаева — классный руководитель. Они вошли в историю не только  школы, но и города. Об их замечательной педагогической деятельности много писалось в газетах и журналах. Спустя  десятилетия с любовью вспоминаешь о них и гордишься, что ты был их учеником.

Сегодня открываются элитные школы. Создаются классы для одаренных   детей. Изначально маленькое детское общество делится на белые воротнички и серые куртки. Но, как говорится, цыплят по осени считают.

Всматриваюсь в фотографию нашего класса, детей родившихся в тяжелую военную годину, чьи детские годы выпали на послевоенное время. Тогда не было понятия элитности. Все были равны в социальном плане, но все дети были с разными способностями. Это отразилось  на дальнейшей жизни и судьбе каждого из нас, или говоря языком 21 века, на карьере.

Многие поступили в институты и стали учёными, докторами наук, военными с генеральскими званиями, врачами, летчиками, агрономами, некоторые из них стали известными  людьми нашего города. И в этом  заслуга педагогов, инженеров человеческих душ.

Наверно, у каждого сохраняется неизгладимая память о своем первом учителе и одноклассниках, с которыми начал делать первые шаги в жизни.

Шел послевоенный 1948 год. Все мы, кому исполнилось 8 лет, дружно пошли в школу. Город в то время был разбит на кварталы. Наш 164 , где мы проживали,  был приписан к школе №6. Она была деревянная, одноэтажная и стояла  на пересечении улиц Школьная и Красная. В классе нас встретила женщина с добрыми глазами, по-матерински оглядывая, улыбаясь, сказала: я буду вашей учительницей, зовут меня Анастасия Васильевна Зябкина. Так  состоялось знакомство с первым учителем и совместная наша учеба,  которая длилась на протяжении всех десяти лет. За период учебы у нас было много преподавателей, разных по своему складу характера, требованию к учебе, любимых и отвергаемых. Но память о первой учительнице жива и сегодня.     Скрипя ученическими перьями, мы выводили первые буквы, читали стихи о Ленине, Сталине, Родине. Несмотря на мягкий  характер, Анастасия Васильевна была требовательна. Время стерло детали учебы той поры, но сохранило ее имя и образ.

Спустя десятилетия, уже после окончания института, посчастливилось встретиться с ней. Она проживала одиноко, в маленькой однокомнатной квартире. Встретила поседевшая старушка, с теми же добрыми глазами. Сразу узнала. Мы долго беседовали. Она расспрашивала о жизни. В глазах  иногда мелькала грусть. Возможно, вспомнила своего сына, нашего  одноклассника, которого рано потеряла. Это была наша последняя встреча.

Из того далекого послевоенного времени, когда мы только начинали познавать мир знаний, в памяти остались наши детские увлечения. Они были незатейливые, но потому времени азартные: самым распространенным видом «спорта» летом были асычки-костяшки. В них играла вся улица. Играли на интерес. Тот, кто выигрывал, уносил их домой полные карманы, проигравший уходил с пустыми, в надежде, что завтра отыграется. На почве этого нередки были коллективные потасовки, которые быстро решались мирным соглашением всех участников. Сегодня трудно представить, но в то время зимы были многоснежные и суровые. Улицы заносило огромными сугробами. Часто они возвышались выше домов. Для нас это было в радость. Мы катались с крутых сугробов на санках – деревяшках, или на ледяшках.

В начале  учебного года, в 1950 -51году, наша школа №6 была расформирована. Весь класс перевели в соседнюю школу №9. Она стояла по улице Интернациональная (теперь, ул.Момышулы), напротив, когда то краеведческого музея, сегодня это восстановленная  мусульманская мечеть. В нее входили два небольших деревянных корпуса. Класс отличался  многонациональным составом:русскиу, казахи, татары, ингушы. В то время этому не придавалось значения, наоборот, подчеркивалась национальная  советская дружба. Классным руководителем у нас стала В. Карпова. Она преподавала математику. В процессе учебы со временем появились лидеры. Был в классе один ингуш, фамилия его, помнится, была Добриев. Он не отличался успеваемостью, особенно в математике, физике и других предметах. Но у него была от природы врожденная  способность писать грамотно, без ошибок. Написав  диктант, он тут же его сдавал учителю. На вопрос, почему сдаешь без проверки, часто отвечал, не хочу. И получал пятерку. Многие, не отличающиеся в грамматическом написании, ему завидовали.

Мы были дети своего времени. Политическая жизнь страны отражалась в неокрепших детских сердцах. Она была связана с вождем страны —  Сталиным.

О нём ежедневно, если не ежечасно, напоминало радио. В учебниках на каждой странице упоминалось его имя. Мы учили стихотворения о великом вожде. Наши детские умы воспринимали его как человека, без которого стране и ее народу немыслимо жить, учиться и развиваться. Поэтому смерть Сталина весной 1953 года для нас, учеников 5 класса была, как и для  всей страны, всенародным горем.

Однако пройдет совсем немного время и наш класс можно смело отнести к тем, «кто первый выступил», после ХХ съезда, против культа личности Сталина.

В один из дней после съезда, одна не в меру ретивая ученица, баскетбольного роста, сорвав висевший в классе портрет Сталина на стене,  бросила его на пол, со словами, что он теперь враг народа. Весь класс в ужасе оцепенел, подобно сцене из известной комедии. Вошедшей в класс учительнице, пожилой женщине, стало плохо.

На дворе 1955 год, мы получаем свидетельства об окончании семилетней школы. Перед каждым из нас стал вопрос, что делать. Продолжение дальнейшей учебы для получения среднего образования  в то время было платным, и стоило немалых по тем временам денег, родители часто не могли это оплатить. Многие из класса пошли работать на завод. А продолжить учебу так хотелось. К нашему счастью, вышло Постановление Правительства  о всеобщем среднем образовании. Недолго думая, часть учеников нашего класса  подала заявление в среднюю школу №4. Так мы опять оказались вместе, продолжая учебу.

Школа  поначалу располагалась в деревянном двухэтажном здании по улице Дзержинского и 40 лет Октября, но недолго. Вскоре было выделено бывшее здание Областного Исполкома.  Из всех, с кем закончили мы семилетку, состоялся костяк класса.

Много было учеников из сельской местности:  Конезавода 47,  Антоновки и других сел. Поэтому  наш 10 «Б» по праву можно считать сборной командой.

Классный руководитель стала замечательный педагог, Валентина Алексеевна, которая сумела организовать и сплотить эту «пеструю команду».

Об остальных наших  наставниках было сказано вначале. Это была блистательная плеяда педагогов.

Какими были мы? Разными: сорви головы, скромные и тихони.

Шел учебный процесс. Понемногу мы привыкали к своим учителям, они к нам. У каждого педагога со временем складывается своя система обучения, к которой ученики  привыкают. Изида Петровна Ковалева, раздав классное сочинение, иногда подходила к кому-либо из нас, мягко улыбаясь,  спрашивала: «Ну что написал, гусь лапчатый?», — и забирала тетрадные листы с измученным творением.

Помнится, на одном из уроков, читал я стихотворение Некрасова на смерть Добролюбова. Там были такие строчки: «природа мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла нива жизни», вместо слова иногда, я сказал никогда. Выслушав, она сказала: «Соловьев, читал ты проникновенно, но если  таких людей не хочешь посылать миру, высокой оценки не заслуживаешь, и не было в нашей литературе Некрасова и Добролюбова».  Пришлось исправляться на следующем уроке.

Базиков Семен Михайлович на каждом уроке по физике всем раздавал задачи, говоря при этом, что кто решит первым, тому ставит пятерку. Этот олимпийский метод ведения урока вызывал у нас борьбу за право  получить  заветную оценку, поэтому здесь часто происходила смена лидера.

Однако, грозой для всех нас была преподаватель географии. Она была небольшого роста с колючими глазами. У нее, как правило, половина класса были неуспевающими. Развесив карты по географии мира, она вызывала жертву, ставила его спиной к ним и спрашивала, например, где находится остров Мадагаскар, потом просила показать. Если ты со страху робко пошел вместо карты Африки, вдруг, к Америке, то такое путешествие ни к чему хорошему не приводило. После такой экзекуции мы со временем с закрытыми глазами находили Сейшельские острова и всевозможные проливы.

Проникновенно, с интересом, вела уроки истории Софья Семеновна Барановская. Как ни парадоксально, она не мучила нас шаблонным запоминанием дат, что свойственно многим преподавателям этой профессии. Она говорила о сути исторических событий. На её уроках была абсолютная  тишина. Спустя годы, вышел фильм «Доживем до понедельника», невольно всплыла аналогия проведения уроков.

Вся тяжесть нашей школьной жизни: успехи в учебе, вся организационная работа классная и внеклассная была на хрупких плечах Валентины Алексеевны, нашего классного руководителя. Тихий голос, казалось робкий, как гипноз останавливал от дерзких поступков самых отчаянных. Она жила своим таким разношерстым классом. После нашего выпуска уехала к себе на родину в Беларусь. Мы долго переписывались. В 1969 году в честь 10-летия окончания школы, состоялась наша встреча. В дальнейшем, в связи с развалом страны, нити связи были потеряны

С 1956 года  школа официально стала именоваться имени Валериана Куйбышева. Перед школой был сквер, где стоял его памятник. Правда, в 90- е годы прошлого столетия  вандалы  его разрушили. Все школьные мероприятия проходили возле памятника. Частым гостем на торжествах, посвященные 7 ноября, была  сестра В. Куйбышева, Елена Владимировна. Вручить ей пригласительный билет было для нас почётно. Однажды такую миссию пришлось выполнить и автору этих строк. Елена Владимировна Куйбышева жила рядом с музеем, в небольшом домике. Встретила  приветливо. Напоила чаем, расспросила об учебе. Встреча была недолгой, но она оставила, по тем временам, гордость, что ты общался со столь замечательным человеком.

Прошли десятилетия после нашего выпуска. «Школьные годы чудесные»,  надолго остались в памяти.У каждого из нас сложилась своя судьба и не зря прожитые годы.

Великий классик сказал: «В науке нет проторенных путей. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не страшась усилий, карабкается по ее каменистым тропам». Из нашего класса два выпускника стали докторами наук: К. Нурмагамбетов и Жаркинов, В. Яшкин, выбрав военную профессию, дослужился до генерала, Ю. Драшко – заслуженный врач стоматолог. Многие, закончив институты, стали успешными работниками в народном хозяйстве.

Автор этих строк  посвятил десятилетия изучению почвенного покрова родного края. От предгорий Заилийского Алатау до Тургая проложены маршруты его молодости. Тысячи километров изъезжено по бескрайним монгольским степям  Халхин-Гола.

Еще раз, всматриваясь в пожелтевшую фотографию, лежащую на столе, и вспоминаю годы и лица своих одноклассников.

Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!