Сейсен Әлима, учащаяся областной специализированной школы-интернат для одаренных детей им.Абая г. Кокшетау изучила языковой портрет областного центра на примере названий.
В каждом населённом пункте есть торговое предприятие, у каждого предприятия своё название. Название — это словесное обозначение, наименование кого-либо или чего-либо. Также синонимом этого слова является термин «эмпороним», который и является предметом изучения данной работы.
Основная цель исследования: определить языковой портрет города на основе анализа названий продуктовых магазинов и выделить их основные виды.
Идея работы возникла после рассуждения о языковом портрете города Кокшетау, роли названий магазинов, так как именно названия являются лицом города, привлекая внимание покупателей. Объектами исследования являются продуктовые магазины города Кокшетау Акмолинской области (всего 333 магазина)
-. рассказала руководитель проекта, учитель русского языка и литературы Когаршин Жетписбаева.
Как рассказала сама Әлима, во время изучения этой темы мы обратили внимание на то, что чаще всего в роли эмпоронима выступают имена и отчества людей. Таким образом, предприниматели показывают своё отношение и любовь к человеку, в честь которого назвали свой магазин. Было выявлено 134 названия, входящих в группу «именные эмпоронимы». В действительности оказалось, что владельцы магазинов очень любят данный способ. Однако такие названия совсем неудобны для покупателей, ведь они не несут никакой информации ни о магазине, ни о том, что продаётся в нём. В погоне за современностью собственники используют английские названия, которые также неудобны, так как не все знают английский язык. Понять и прочитать такие названия трудно, и чаще всего они несут рекламную функцию, которая также не даёт информацию покупателю.
Вследствие социологического опроса среди жителей города, кроме магазина «Small», английских наименований не было выявлено. Это также говорит о том, что данный метод неэффективен. Закона, обязывающего предпринимателей называть магазины по каким-то определенным критериям не существует, однако различные специалисты и люди на просторах интернета советуют выбирать короткие названия. Короткие названия легко запомнить, и они не перегружают клиента избытком информации
— добавила школьница.
Со своей работой Сейсен Әлима ученица 9 класса выступила на областном этапе конкурса научных работ и заняла 2 призовое место.
Новизна работы заключается в том, что ранее никто не изучал названия продуктовых магазинов города Кокшетау, и никаких выводов в этой области сформулировано не было. Ведь и в самом деле интересно, на что способно воображение человека, и к чему больше склоняются владельцы магазинов при выборе названий, так как эмпоронимы играют огромную роль в репутации и привлечении покупателей.