Казахстанское зерно традиционно поставляется на рынки государств Средней Азии, однако зависимость от одного покупателя Казахстану не выгодна. В связи с этим в последние годы большой интерес трейдеры нашей страны проявляют к Китаю. Переработчики зерна в КНР также заинтересованы в расширении контактов с Казахстаном.
По итогам прошлого года Казахстан поставил в Китай 2,2 млн тонн зерновых грузов, включающих пшеницу, фураж, бобовые и масличные. Эксперты считают, что потенциал торговли намного выше, но пока его не удается реализовать из-за логистических проблем. Ежегодно возникают сложности с железнодорожными отгрузками в китайском направлении, причины которых до конца непонятны никому – ни властям, ни трейдерам, ни отраслевым союзам.
Портал ElDala.kz решил разобраться в ситуации на месте, побывав на зерновых терминалах в Алашанькоу и Хоргосе. Это два железнодорожных перехода, через которые казахстанская сельхозпродукция идет в КНР. Мы встретились с руководителями предприятий и китайскими покупателями казахстанского зерна. Делимся результатами этой поездки.
Алашанькоу
Зерновой терминал Алашанькоу построен специально для приема казахстанской сельхозпродукции с подведением к нему широкой железнодорожной колеи. Терминал ввели в эксплуатацию накануне пандемии, но во время жесткого карантина поставки сельхозпродукции остановились. И лишь в марте 2023-го сюда вновь пошли казахстанские вагоны-зерновозы, оживив торговлю. До конца года было перевезено около 0,5 млн тонн зерна хопперами, плюс к этому — поставки в контейнерах. С начала 2024 года на Алашанькоу разгрузили 25 составов (75 тыс. тонн). Могли бы и больше, но практически весь январь и февраль КТЖ вводила запреты на погрузку в направлении КНР, опасаясь новых заторов.
Тем не менее инфраструктура терминала позволяет разгружать по два состава в сутки (6 тыс. тонн). Интерес китайских покупателей к казахстанскому зерну также огромен: это показали встречи с переработчиками и торговыми компаниями, готовыми к заключению контрактов. Так в чем причина ограничений и почему компания КТЖ вынуждена срезать планы при согласовании поставок? На образование узкого горлышка влияет совокупность факторов, и, как мы выяснили, часть из вопросов уже снята.
Мощности терминала
Позитивная новость для участников торговли – в январе этого года терминал Алашанькоу значительно увеличил мощности единовременного хранения. Если до сих пор объём хранилища составлял 6 тыс. тонн, то в январе этого года здесь ввели новые мощности на 200 тыс. тонн. Плюс к этому уже заложена площадка под новое строительство, и до августа этого года на территории терминала появится ещё одно хранилище на 100 тыс. тонн зерновых грузов. Всё это увеличивает возможности приёмки зерна на терминале и снижает риски задержек при разгрузке.
На текущий момент руководство терминала оценивает перспективы разгрузки порядка 100 тыс. тонн в месяц, то есть к концу года на Алашанькоу можно поставить зерновозами 1 млн тонн зерна из Казахстана. И это всего 50% от максимальной мощности на текущей момент: при необходимости разгрузку могут увеличить и до 200 тыс. тонн в месяц, всё зависит от поставки вагонов.
На самом терминале зерно не хранится, а перенаправляется покупателям. Работающие в бондовой зоне Ашашанькоу переработчики имеют собственные хранилища еще на 400 тыс. тонн. Производимая ими продукция идёт на внутренний рынок различными видами транспорта, включая железнодорожные отправки.
Заторы на путях
Таким образом, инфраструктура Алашанькоу позволяет ежегодно принимать в хопперах свыше 2 млн зерновых грузов, но узкое горлышко на пограничном переходе между РК и КНР все ещё остаётся. Тем более что, помимо зерна, сюда из Казахстана идут поставки масла, удобрений, руды, цветных металлов и прочие грузы. Стратегически обе страны хотят наращивать товарооборот, поэтому в приграничных зонах идет строительство дополнительных жд-линий. Так что и здесь в течение ближайших двух-трёх лет ожидаются позитивные изменения.
Однако есть ещё одна причина, по которой простаивают вагоны на границе. Дело в том, что китайские покупатели зерна должны оформлять лицензию на каждую импортную партию. Как правило, документы на её получение подаются после заключения сделки с грузоотправителем и погрузки вагонов в Казахстане, и не всегда получатели успевают подготовить весь пакет документов к приходу вагонов. По этой причине на погранпереходе периодически возникает скопление вагонов, а на зерновой терминал подается лишь один состав в два—три дня вместо одного—двух ежедневно.
Руководители китайских компаний надеются на то, что процесс оформления документов и получения лицензий также в ближайшее время будет урегулирован и отгрузки станут более ритмичными.
Кроме того, этой весной на таможне на станции Алашанькоу планируют ввести новое автоматическое оборудование для прохождения фитосанитарного контроля. Китайские покупатели надеются, что это тоже ускорит прохождение грузов.
Хоргос
В другом приграничном городе – Хоргосе – также расположена бондовая зона, где из казахстанской продукции производят корма, муку и масла. Сельхозгрузы сюда ранее доставляли контейнерами и автотранспортом, но теперь пошли и отправки вагонами-зерновозами.
Новый элеватор объёмом 50 тыс. тонн в Хоргосе ввели в эксплуатацию в июле 2023 года, но по сути он заработал только в этом году. Со стороны Казахстана здесь подведены две железнодорожные линии с широкой колеей. Линия разгрузки зерна вмещает семь вагонов, скорость разгрузки всего состава — шесть часов. В сутки терминал готов разгружать по два состава.
Пока на Хоргосе приняли только один состав хопперов. Но обе стороны надеются, что запуск терминала позволит установить новый рекорд поставок казахстанского зерна в КНР.
Оценив потенциал торговли, местные власти планируют увеличить мощности единовременного хранения в Хоргосе с нынешних 50 тыс. до 1 млн тонн, поэтапное строительство начнется в ближайшее время. В планах — и строительство новых железнодорожных линий.
Потребность только в фуражном зерне в бондовой зоне Хоргоса сейчас превышает 2 млн тонн в год. Ожидается, что к новому сезону данная цифра вырастет, так как здесь построят ещё три завода по производству кормов. Поэтому особым спросом у китайских покупателей пользуются неклассная пшеница, ячмень, кукуруза. Кстати, в приграничной Алматинской области фермеры этой осенью не смогли своевременно сбыть урожай кукурузы, а цены на неё рухнули. Решение данной проблемы в следующих сезонах как раз находится по соседству.
Руководство терминала ожидает, что работа по приему составов зерновозов будет отлажена в течение двух месяцев, а затем начнутся ритмичные поставки. Главное, выстроить взаимодействие между железнодорожными администрациями, согласовать планы перевозок и работать по графику.
Также предстоит урегулировать проблему своевременного оформления лицензий китайскими импортёрами, чтобы избежать задержки грузов. На это руководители терминалов просят обратить внимание и казахстанских грузоотправителей на этапе погрузки, так как стабильность поставок в интересах всех участников.
Пойдет ли экспорт
Станции Алашанькоу и Хоргос – ворота в Китай для казахстанского зерна. Поднебесная интересна казахстанским экспортерам привлекательными условиями оплаты. Мало того, что цена на китайском рынке для казахстанского зерна выше, чем в Средней Азии (в феврале $180 против $155), так еще и китайцы делают предоплату по своим контрактам. Тогда как покупатели Cредней Азии производят оплату только после получения груза. Открытие этого рынка создает баланс в целом на рынке казахстанского зерна, и, как мы убедились, Китай готов увеличить импорт. Задача на нынешний год — отрегулировать все узкие места и обеспечить ритмичные поставки. Вся инфраструктура для этого с китайской стороны создана.