29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

Нужны ли в календаре профессиональный праздник воспитателя и более высокая оплата его труда?

Сегодняшнюю публикацию в рубрике «Великое слово – Учитель!» хочу посвятить труду воспитателя, будь это воспитатель дошкольного учреждения или детского реабилитационного Центра. Эта работа, как и деятельность педагога учебного заведения также ответственна и необходима, но в отличие от школьных учителей оплата за труд воспитателя всегда в разы ниже учительской зарплаты. Воспитатель — это не просто профессия, здесь нужны призвание и талант, которые от природы даются немногим. Умение найти общий язык с каждым ребёнком, любовь к детям являются основополагающими критериями при выборе этого рода деятельности. Если Вы всерьёз задумались о получении образования воспитателя, определите, обладает ли ваша личность этими чертами? Если ответ положительный, значит Вам удастся стать высококвалифицированным специалистом и мастером своего дела. О своей профессии, её «плюсах» и «минусах», стоящих задачах и перспективах «размышляла» вслух старший воспитатель Акмолинского областного детского реабилитационного Центра (ОДРЦ «Барабай»), расположенного в поселке Бурабай, Светлана Глазунова.

По словам Светланы Александровны, она по образованию – учитель английского языка, после окончания Щучинского педагогического колледжа по вышеназванной специальности, она поступила в Кокшетауский государственный университет имени Ш.Уалиханова, где после окончания получила диплом учителя английского и немецкого языков. Как выяснилось из беседы, раньше на месте ОДРЦ «Бурабай» функционировал детский противотуберкулезный санаторий, где юные пациенты не только получали длительное лечение, но и обучались в школе при санатории. В то время молодой педагог преподавала там уроки английского языка, а позже, когда санаторий был реорганизован в областной детский реабилитационный Центр, то она осталась преподавать английский язык в контрактной школе при ОДРЦ «Бурабай», а также заниматься воспитательной деятельностью.

Как-то на летний период отпусков меня попросили подработать здесь воспитателем, да так я и осталась, по сей день работаю, но уже в должности старшего воспитателя. Работа, конечно же, отличается, но учителя и воспитателя объединяет одна главная миссия – это любовь к своим воспитанникам, преданность работе, большая ответственность за жизнь, здоровье и будущее каждого ребёнка. В функции воспитателя входит организация досуга детей, проведение экскурсий, создание комфортных условий пребывания в лечебном учреждении. Наш рабочий день начинается с подъема детей, сопровождения на лечебные процедуры, в столовую. В вечернее время проводим различные мероприятия, организовываем интересные праздничные мероприятия, т.е. помогаем детям адаптироваться к условиям лечебного заведения и организовываем запоминающийся им на всю жизнь досуг

— делится Светлана Александровна.

На мои вопросы: «Почему выбор пал именно на работу воспитателя?» и «Какие «плюсы» и «минусы» своей работы Вы можете озвучить?», — моя собеседница ответила: «Воспитателем в детском санатории я работаю с 2004 года, тогда мне было всего 18 лет и с той поры это моя первая и единственная работа до сегодняшнего дня. Почему именно профессия воспитателя? Во-первых, моя мама Копейкина Ирина Евгеньевна работала воспитателем в поселке Боровое, этот факт и сподвигнул меня выбрать эту профессию.  Все свое детство провела с ней в детском саду, куда приходила после школьных занятий. Я видела ее работу изнутри, и мне очень нравилось наблюдать. Мне всегда было интересно играть с детьми, организовывать для них мероприятия. Даже в школе будучи вожатой, старалась поддерживать связь с детками. Быть педагогом – это, значит, брать на себя  большую ответственность за детей. Да, это работа сложная, особенное в наше современное время, но интересная. «Плюсы» в работе? Во-первых, от детей всегда идёт искренность, чистота, ведь личность только воспитывается, в них нет той «грязи», которой они «заражаются» уже в зрелом возрасте. Но на это, наверное, есть объективные и субъективные причины. Поэтому хочется в детские души поселить такие качества, как доброта, человечность, порядочность, поэтому пытаешься ему отдать что-то своё, максимально помочь.

Во-вторых, я учусь у детей, хотя, возможно, кому-то это покажется странным, но они меня поучали и с ними всегда интересно. От детей часто узнаешь что-то новое, ведь они информацию из интернета быстро схватывают, рассказывают о многих новинках, т.е. ты не только отдаёшь что-то, но и взамен от них получаешь, что-то новое для себя открываешь, а «минусы» попросту не замечаешь. На вопрос: «Как найти общий язык со всеми детьми?», я бы ответила бы так: если умеешь организовать 2-3 детей, то и с большим количеством с легкостью справишься.  Мне сейчас не составляет большого труда прийти в новый заезд — а у нас два заезда в месяц по 14 дней прибывания — и найти общий язык со всеми. Дети любят, чтобы их заметили, разговаривали с ними, как со взрослыми. И тогда они больше откликаются. Есть, конечно, и застенчивые детки, с которыми очень долго надо работать, чтобы они смогли раскрыться. Здесь нужны ласковые слова, доброта, тепло души. Все эти качества помогают в работе. Встречаются дети с определенными сложностями, но сильно «трудные», слава Всевышнему, не встречались. Что касается подхода, прежде всего, нужно понять причину, почему ребенок так себя ведет. Может быть, у него семейные проблемы или он пытается привлечь внимание, возможно, наоборот, устал от излишнего внимания. Когда поймешь причину, то выбираешь способ налаживания отношений, а они в каждом случае индивидуальны. Главное, это, терпение, желание понять ребенка и помочь ему», — делится Светлана Глазунова.

На мой вопрос: «Как Вы относитесь к фразам: «Дети сегодня стали злыми и жестокими», «Трудный ребенок», «Сложный подросток», собеседница ответила: «Да, такое мы слышим часто в нашем обществе. Но, здесь замечу, что сами дети являются отражением взрослого мира, т.е. получается, какие мы сами (взрослые —прим. автора), такие и они. К примеру, если родители дома свои проблемы «выливают» в семью неадекватными действиями или грубыми неприличными словами, то и сознание ребенка будет неустойчивым. Ведь дети впитывают в себя отношение своих наставников к окружающему их миру. И если родитель, а он и есть наставник ребенка, проявляет жестокость по отношению к кому-то или делает необдуманные жесткие высказывания, то и ребенок будет копировать его слова и поведение. Все закономерно. Просто необходимо быть добрее и терпимее к друг другу. И здесь моя задача, если я встречусь с неадекватным поведением ребенка, проявить к нему не только терпимость, но и понять, откуда у него взялась эта жестокость или озлобленность? Лишь поняв корни его действий, надо постараться исправить ситуацию с его мировоззрением, объяснив, что злость и жестокость присущи только слабым людям или людям, неуверенным в себе. Здесь, главное, чтобы маленький человек смог тебя понять, разговаривать с ним нужно на одной волне. Говорят, трудные дети, но ведь такими делает их окружение, характер таких детей формируется под прессом каких-либо проблем, с которыми они не в состоянии справиться самостоятельно. Здесь им требуется помощь, нельзя ребенка оставлять одного.

Как я ранее отметила, трудности в поведении ребенка могут быть отражением или реакцией на внешние факторы, к примеру, сложные отношения в семье приводят к тому, что ребенок замыкается в себе или же начинает «мстить» всему миру за свою необустроенность.

Поэтому, такие фразы, как «трудный ребенок» и «сложный подросток» не воспринимаю как приговор по отношению к кому-либо из детей, а считаю, что здесь речь идет о какой-то конкретной проблеме, из-за которой ребенок страдает, выражая свои внутренние переживания в опасной форме для себя или окружающего его общества. Есть проблема – надо ее решать, а не клеить ярлыки на детей.

На вопрос: «За все время деятельности изменились ли дети? Чувствуется ли разница между поколениями?» отвечу, что да, очень изменилась окружающая действительность, стала более информационной, компьютеризированной, современной и, соответственно, изменились отношение людей к определённым вещам, интересы и образ жизни. Поэтому и дети становятся другими — более эрудированными, но менее коммуникабельными, более технически развитыми, но менее социализированными. Говоря о работе, хочу отметить, что она должна приносить удовлетворение. Любимая работа всегда приносит радость. Радость от того, что именно ты вложила частичку себя, своих умений и знаний в каждого ребенка. Большую роль играют взаимоотношения с коллегами и родителями.

Когда я впервые пришла в детский санаторий, то ещё не понимала, что нужно делать, хотя отучилась на «пятёрки», все дисциплины преподавали профессионалы своего дела. У меня отсутствовали интересные идеи в работе с детьми. Но мне повезло — в то время трудилась воспитатель с большим стажем, и когда я увидела, как она умеет правильно работать, то поняла, к чему надо стремиться. Её подопечные весь день были заняты, им некогда было скучать. Этот пример меня покорил, и с тех пор стала применять на практике много разных вещей. Ведь сначала опыт наставников помогает, а потом уже и свой нарабатывается.

Говоря о невысокой зарплате воспитателей, хочу сказать, что немало молодых специалистов хотели устроиться на работу, но узнав размер заработной платы сразу же разворачивались и уходили. В основном, это большая текучка кадров наблюдается среди молодежи.  Я не могла уже так просто всё бросить. Держат дети. Любовь к ним. Профессия очень хорошая, хоть и низкооплачиваемая. Считаю, что она самая творческая, плодотворная. Очень много новинок появилось в последнее время, поэтому жизнь в санатории стала ещё более насыщенной.

Какие советы молодым воспитателям могла бы дать? Уже много лет являюсь наставником молодых специалистов, и всегда им говорю: «Во-первых, самое главное, надо любить детей, видеть в каждом Человека, не унижать достоинство. Потом, конечно, важны их здоровье и безопасность. Следить за самочувствием детей – это работа непростая. Ну и умение контактировать с родителями, потому что воспитатель — это хороший психолог. Нужно быть морально готовым к тому, что общаешься с разными родителями. Порой приходится с ними долго беседовать. Я ни разу не сказала родителям, что у них плохой ребёнок, каким бы шалуном он не был, ведь всегда нужно видеть «изюминку», что-то хорошее, похвалить и развивать это в ребёнке, и тогда всё будет хорошо.

Каковы особенности работы воспитателя в детском санатории? Давайте вначале окунёмся в историю.

Первое упоминание о воспитателях относится к временам Древней Греции. Раб, который был приставлен к ребенку, помогал ему во всех делах – сопровождал, следил за поведением. Четко обозначенной функции обучения у детоводителя (именно так раньше назывался воспитатель) не было, но он старался привить малышу важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывал ему об окружающем мире и всячески старался развить его способности.

До появления школ воспитатели помогали детям узнавать больше о мире, а в XVIII веке наравне с педагогом воспитатель стал проводником в страну знаний – при этом все остальные обязанности сохранились. С развитием общества отношение к представителям этой профессии не поменялось – их любят и родители, и дети.

Успешность лечения и выздоровления больного ребенка во многом зависит от внимательного отношения к нему, от его жизнерадостного настроя. Радостное настроение — это могучий лечебный фактор. Поэтому задача каждого санатория организовать лечение радостью. «Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа», — говорил в свое время В. А. Сухомлинский.

Педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Главная цель лечащего врача и педагога едина — создать для ребенка в санатории благоприятные условия жизни, нацеленные на то, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем самым помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.

Коллективная работа педагогов санатория должна создать детям на основе строгого соблюдения режима санатория разностороннюю и интересную жизнь, дополнить жизнь детей новыми знаниями и навыками. Вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, участвовать в конкурсах различного уровня и т.д.

Любой детский лечебный санаторий — это медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляются восстановительное лечение, школьное обучение, гражданско-патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей.

Порой в семьях складываются обстоятельства, при которых возникает необходимость отправить ребенка на оздоровление в санаторий. Это почти всегда стресс для ребенка, так как санаторная жизнь — это свой особый мир, накладывающий отпечаток на каждого.

Санаторная жизнь требует большей самостоятельности и дисциплины, чем в детском саду или школе. К тому же новый коллектив весьма неоднороден не только по возрастному составу, но и по семейному положению детей.

Педагогическая работа в детском санатории является поистине лечебным фактором. Поэтому неслучайно именно здесь появился термин «Лечебная педагогика». Под лечебной педагогикой подразумеваются такие особые методы и система в целом, которые благоприятно воздействуя на психику ребенка, способствуют его  оздоровлению, закаливанию, дальнейшей реабилитации.

Для детей, находящихся на оздоровлении в санатории — это место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразный эко коллектив. Новый коллектив, условия проживания и режим являются непривычными и, следовательно, наступает ожидаемый эмоциональный стресс – таким образом реагируют и взрослые, и дети практически всегда.

Совместно с врачами педагоги рекомендуют: «Не надо сразу остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Обычно это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации». Некоторые родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в санаторий, начинают чрезмерно переживать или приняв поспешное решение, срываются и забирают своего ребёнка домой. Однако, пройдет несколько дней, ребенок успокоится, привыкнет и в конце смены даже не захочет уезжать домой!

Адаптационный период — это период привыкания, за это время дети постепенно привыкают к обычаям и распорядку дня, налаживают отношения с персоналом. Как правило, уже на второй — третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему не нравится в санатории.

В детском санатории любого медицинского профиля должны быть созданы условия как для оздоровления, так и для обучения и воспитания, условия жизни, способствующие восстановлению здоровья, повышенного эмоционального и психического тонуса, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне единых требований.

Задачей педагогического коллектива является организация содержательной, интересной и увлекательной жизни в санатории. Дети в санатории должны жить полноценной жизнью.

Многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить свои лидерские способности, показать свое Я. Многие раскрываются, выступая на мероприятиях, перестают быть зажатыми и стеснительными.  Это возможно с учётом того, что санаторий — это автономное учреждение, где отсутствуют стереотипы, принятые в семье, школе, социуме, в котором он живет постоянно.

Интересной и полезной для детей становится жизнь в санатории, когда им создаются широкие возможности проявить свои наклонности и талант.

Повседневные будни жизни детей в санатории должны перемежаться теми или иными праздниками, проведение которых имеет большое гражданско-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание, способствует разрядке, предупреждению ситуации однообразия, безразличия к окружающему, повышает эмоциональный тонус.

Согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала и учащихся на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию. создают атмосферу доверия, сердечности, сочувствия и сопереживания, пробуждение у детей веры и надежды на благополучное выздоровление и успешное учение в дальнейшем», — резюмирует Светлана Глазунова.

Искренние слова благодарности за кропотливый и благородный труд на благо юных пациентов хочется выразить в адрес главного врача ОДРЦ «Бурабай» Рахматулина Калела Рапиховича, заместителя главного врача по лечебной части Алниязовой Жанар Толганбековны,  воспитателей Мукановой Жанар Амангельдиновны, Алимовой Гульзады Байбулатовны, Тусуповой Веры Сергеевны, Айтымовой Ляззат Байтулюковны, медпепсонала в лице Сакутиной Альфии Рахимовны (главная медсестра), Каркеновой Гульшат Каирбаевны, Акимбаевой Торгын Кенашевны и других.

При подготовке данного материала невольно задумалась: «А почему бы в Мажилисе Парламента РК не рассмотреть вопросы утверждения профессионального праздника – Дня казахстанского воспитателя и  увеличения их заработной платы наряду со школьными педагогами?».

Наш блог в Twitter! Будь в курсе новостей!