29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

Тайны и легенды Марьиной рощи

Много интересного можно поведать о районе Москвы, называемом Марьиной Рощей. По слухам, в старину здесь водилась нечистая сила, и располагались чумные захоронения, одним словом — место нехорошее. Недаром оно во все времена, как магнитом, притягивало разбойников, бандитов и прочих дурных людей. А еще здесь проводились магические ритуалы.

До XVIII века эта местность была покрыта лесом от самого Садового кольца. После его вырубки в 1743 году графом Шереметевым — новым владельцем деревеньки Марьино, и образовалась Марьина Роща, тянувшаяся от Сущева до Останкина. О происхождении названия деревни и рощи историки спорят до сих пор. Известность Марьина Роща получила благодаря сентиментальной повести Жуковского. Но еще раньше возникли народные легенды о местной девушке Марье и ее возлюбленном — крепостном лакее Илье.

Илья бежал от своих господ и сделался атаманом разбойничьей шайки. Марью же он взял к себе в лес, где поселился с ней в землянке. Со временем она стала знаменитой знахаркой и ворожеей. К ней ходило много людей, но считалось, что с ней опасно иметь дело, так как она была подругой разбойника.

По другой же версии, была Марья никакой не знахаркой, а разбойничьей атаманшей, звали ее Манькой Ростокинской. Вместе со своими разбойничками грабила Манька проезжавших через рощу купцов, так и роща стала Марьиной…

Еще во времена Екатерины II Марьина Роща служила москвичам излюбленным местом отдыха. На Семик — третью неделю от Пасхи — здесь справляли праздник русалок. В эти дни девушки собирали в роще магические травы, носили по улицам выряженную невестой березку и пускали в пруд венки, гадая на жениха. Славили покровительницу этого места — Марью, пили хмельные напитки, а уходя, оставляли на траве подношения — пасхальное яичко или кусочек пирога.
Место было выбрано для магических действ не случайно. В Марьиной роще водилась нечистая сила. Здесь стоял амбар, куда свозили неопознанных покойников со всей Москвы. А после эпидемии чумы возникло первое в Москве чумное кладбище. Екатерина запретила хоронить умерших от страшной болезни в черте города, опасаясь заразы.

Говорили, что мертвецы, скончавшиеся без покаяния, могут преследовать одиноких путников. А девушки-самоубийцы превращаются в русалок и играют в пруду. Поэтому ходили сюда только шумными компаниями. Хотя место было явно гиблое — кладбище ведь! — Марьина Роща по-прежнему пользовалась популярностью у молодежи — ведь именно нечисть покровительствует гаданиям и прочим магическим ритуалам.

К середине XIX столетия в Марьиной роще находили убежище цыгане, московские воры и бандиты, здесь были построены «убогие дома» для нищих и бродяг. Понятно, что репутации места это не способствовало. В 1880-х годах Шереметевы продали свои владения, и Марьина Роща стала рабочим кварталом. Да и рощей ее называли скорее по традиции — последние деревья были срублены.

В 20-30-е годы прошлого столетия в районе снова стали орудовать банды, оправдывая дурную репутацию этого места. Именно с Марьиной Рощей связана подлинная история знаменитой банды «Черная кошка». Прототипом оперативника Владимира Шарапова в романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому впоследствии был поставлен знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», стал полковник милиции Владимир Чванов. У него весьма примечательная и даже героическая биография. В двадцать лет его комиссовали с фронта в результате тяжелого ранения. Вернувшись домой, он сразу поступил на службу в МУР. Молодого опера направили на самый сложный участок — в Марьину Рощу, где бесчинствовали воровские банды. Правда, жили воры «по понятиям». Чванов быстро понял, что в общении с таким «контингентом» необходимо соблюдать определенные правила: первое — стараться видеть даже в самом матером уголовнике человека, второе — быть честным и выполнять свои обещания.

Как-то ему пришлось пойти на переговоры с урками. Встречу назначили на кладбище, в безлюдном месте. Приходить велели непременно в одиночку и без оружия. Заверили, что и сами придут безоружными. Но обещание свое урки не сдержали. Главарь банды начал разговор с угроз: «Когда, легавый, успокоишься? Всю Марьину Рощу решил за решетку упрятать?» И навел на Чванова наган. Тот не подал виду, что испугался, и сказал: «Какой же ты вор-законник, если слово не держишь! Я уговор выполнил, а ты, шавка паршивая…» После этого муровец развернулся и пошел восвояси. Бандит так и не стал стрелять.

Сейчас Марьина Роща — это обычный спальный район столицы с «хрущобами». Но страшная слава не забыта — место по-прежнему считается дурным.

ФОКСТРОТ НА КОСТОЧКАХ

В 1934 году на месте разоренного Лазаревского кладбища устроили Детский парк, а позже проложили трассу. На оскверненных перекопанных могилах гуляли пионеры и пенсионеры, веселилась и выпивала молодежь. На танцплощадке, получившей в народе циничное название «на косточках», звучали модные танго и фокстроты.

Одновременно с кладбищем закрыли церковь. Вначале ее собирались перестроить под крематорий, но потом отдали церковь под общежитие для рабочих, затем мастерским Театра оперетты. Из храма вместо звона колоколов стали разноситься развеселые арии из водевилей. Сейчас церковь Сошествия Святого Духа восстановлена, в память обо всех погребенных на кладбище возвели и освятили Владимирскую часовню.

До сих пор, стоит где-то в парке копнуть поглубже, попадаются кости. Был в советское время лозунг «Все лучшее — детям!» Наверное, кладбища, с точки зрения власти большевиков, считались самым достойным местом для детей. Или большевики искали сандуновские миллионы?

САНДУНОВСКИЕ МИЛЛИОНЫ

На кладбище долгое время сохранялось надгробие в виде литого металлического креста, с которого спускаются две соединенные жалами змеи. Надпись на могиле гласила: «Отцу и матери от сыновей их». Могила со странным надгробием принадлежала купцам Сандуновым, отцу и матери знаменитого актера Силы Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем знаменитых в Москве бань. Похоронив своих состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что за душой у них нет ни гроша. И куда девалось родительское состояние, неизвестно. Еще при жизни купец заказал себе богатый гроб с покровом. Матушка, умирая, зачем-то просила непременно положить в гроб ее любимую подушку. Сыновья предположили, что все драгоценности спрятаны именно там! Братья добились разрешения на вскрытие могилы родителей, вскрыли гроб, вынули подушку, но, кроме перьев, ничего не нашли. С досады и отчаяния они установили на могиле родителей крест, который обвивают две гадкие змеи. Самих братьев похоронили здесь же, возле чугунного креста со змеями. Это предание уже много лет распаляет воображение кладоискателей. Может быть, купчиха заказала гроб с тайником и там до сих пор лежат несметные сокровища Сандуновых? А подушка — лишь ложный след?

Здесь на кладбище когда-то была похоронена мать Ф.М. Достоевского. Чудом уцелело надгробие с могилы. Оно хранится в музее писателя в Мариинской больнице. Но что еще более удивительно — уцелели и останки М.Ф. Достоевской. В 1930-е годы они были эксгумированы известным антропологом М.М. Герасимовым. Был сделан скульптурный портрет, а череп был передан в музей антропологии МГУ.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

В 1920-30-е годы, когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, название «Марьина Роща» вновь стало символом «нечистого». У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву. Марьина Роща приобрела славу места, где можно легко приобрести поддельные документы или фальшивые ассигнации, сбыть краденое. В лабиринтах узких улочек рядом с домами добропорядочных граждан возникли настоящие воровские притоны. Большинство событий в фильме «Место встречи изменить нельзя» происходит в Марьиной Роще. Свою неудачную засаду соратники Глеба Жеглова устраивают у Верки-модистки, живущей в 7-м проезде Марьиной Рощи. Награбленное добро бандиты из «Черной кошки» прячут на задворках товарного двора Рижского вокзала. И, наконец, саму банду арестовывают в подвале продовольственного магазина на Трифоновской улице.

По иронии судьбы, именно в Марьиной Роще появляется первый советский маньяк, вошедший в историю криминалистики под «оригинальной» кличкой Маньяк.

ГИБЛЫЙ ТОННЕЛЬ

Третье транспортное кольцо, по мнению гаишников, одно из самых аварийных мест в Москве. Наиболее опасные его места: Русаковская эстакада и Сущевский Вал, проложенные по бывшим разоренным и уничтоженным кладбищам. По мнению городских властей, строительство тоннеля в районе Марьинского универмага должно было решить проблему автомобильных пробок на Сущевском Валу. Но, к сожалению, этого не случилось. Открытый для движения транспорта тоннель странным образом не позволял автомашинам двигаться быстрее. Когда строители прокладывали тоннель, из недр бывшего Лазаревского кладбища было вынуто большое количество останков погребенных здесь когда-то людей. Как рассказывали строители, ковши экскаваторов выгребали из траншей истлевшие кости и полуразложившиеся тела. Не все работающие здесь выдерживали это жуткое зрелище, многие увольнялись или переходили на другие участки. Но оставшиеся добросовестно выгребли останки, и, казалось бы, никаких следов кладбища не осталось. Но если внимательно приглядеться к потолку тоннеля при въезде и выезде из него, можно заметить странные темные пятна, размером и формой напоминающие тела, уложенные в ряд в одной траншее. Не советую это делать, находясь за рулем, т.к. это может иметь самые тяжелые последствия.

(Напомню, что неопознанные трупы не хоронили в гробах, а укладывали в траншеи, завернув в погребальный саван, не сразу засыпая землей. У москвичей было несколько дней для того, чтобы опознать своих пропавших родственников.)

Этот тоннель среди автолюбителей считается «гиблым». Оскверненные кладбища, разоренные могилы оставляют свои черные метки на земле, напоминая о «мести мертвецов».

МЕТКИ ДЬЯВОЛА

Совсем рядом с Лазаревским находится самое маленькое из московских чумных кладбищ 1771 года — Миусское. В советское время его не раз собирались ликвидировать, но что-то мистическим образом мешало это сделать, пострадала лишь небольшая его часть. На разоренном и поруганном участке находятся сегодня часть Савеловского рынка и несколько жилых домов. В советское время на бывшей кладбищенской земле был построен завод, а в перестройку в нем разместился вьетнамский рынок. Затем в нем разместили цивилизованный радиорынок.

В 2001 году, в период смены хозяев и профиля рынка, случилось странное происшествие, которое до сих пор не могут объяснить ученые. На крыше одного из корпусов стали появляться странные прямоугольные пятна, очень напоминающие могилы. Железо крыши и стропила будто бы выжигались этими пятнами и крошились. Торговля была остановлена, любопытствующих убрали. В это же время на обшитых железными листами стенах стали появляться следы, оставленные огромной когтистой лапой. Эксперты так и не смогли их идентифицировать, назвав «метками дьявола». Что это было? Черное влияние разоренных могил или аномальное энергетическое воздействие? Ответа до сих пор нет.

ГОВОРЯЩАЯ КОЗА

Старожилы рассказывали, что незадолго до войны на кладбище произошел любопытный случай. В то время местность эта более походила на сельскую. Деревенские домики, пасущиеся коровы и овцы. Местные жители, чтобы срезать путь, проложили тропинку через кладбище, через покосившиеся могилы и разворованные склепы.

Все кладбище было изрыто мародерами. Однажды по тропинке шла старуха-молочница вместе со своей кормилицей-козой и неожиданно провалилась в вырытую рядом с могилой глубокую яму. Испугалась, стала кричать, звать на помощь. Никто не слышит. Испугалась не за себя, а за кормилицу. Без нее — погибнет. Долго пыталась она выбраться, но яма была слишком глубока. Воздуха стало катастрофически не хватать. И тогда молочница посадила козу себе на плечи, поближе к свету и заваленному землей выходу. И стала громко звать на помощь. В это время по тропинке шел немолодой мужчина. Услышав раздававшийся из-под земли замогильный голос, он оглянулся и увидел торчащую из могилы голову козы, которая жалобно просила: «Помогите!» В ужасе он бросился прочь, зацепился за корягу и рухнул, чуть не придавив злополучную козочку. Он умер, не приходя в сознание. Бабулю судили за хулиганство, присудив год исправительных работ.

В 1823 г. на кладбище возвели церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. После революции храм закрыли и разорили, превратив в руины. В 90-е годы его передали верующим, отреставрировали любимый храм, вдохнув в него новую жизнь и новые традиции. Если кто-то считает, что ему недостает мудрости или любви, ищет веры, нужно прийти в Миусский храм и приложиться к образу Святого Семейства. Говорят, помогает.