Строгое воспитание или бытовое насилие?

Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних   ограничил в родительских правах гражданина Н. по факту  жесткого обращения  родителя с ребенком. В ходе рассмотрения было установлено, что  отец  многодетной семьи  неоднократно подвергал избиению несовершеннолетнего сына  по любым причинам  ремнем,  кулаками.  При беседе ребенок рассказывал о том, что за какую-то провинность  мужчина кинул его на стену, в результате чего у него была сломана нога. Окружающим и в школе сказали, что упал с лестницы. Ребенок ел отдельно, из другой посуды, несмотря на малолетний возраст, делал по дому и во дворе всю работу и смотрел за младшими братьями.  Несколько лет маленький человек терпел  унижения и побои в семье с молчаливого согласия матери. Благодаря обращению родственников, ребенок был отобран из семьи и  находился в кризисном  центре.  В последующем  ребенок был передан под опеку.

В другом случае, решением суда ограничены в родительских правах родители, которые оказывая физическое и психическое давление на ребенка, заставляли читать намаз.

Гражданина К. лишили родительских прав по тем основаниям, что он будучи в разводе с супругой совершил преступление  в отношении нее-  заказал ее убийство. И только благодаря случаю, довести задуманное  до конца не смог. По приговору суда гражданина К. осудили к 9 годам лишения свободы. При рассмотрении гражданского дела было установлено, что ответчик в период совместного проживания  систематически подвергал избиению жену и детей, что и явилось причиной развода.

И таких дел  по республике, к сожалению, становится все больше.

В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения.
Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб, неправительственных организаций.Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью; несформированность у педагогических, социальных, медицинских работников, сотрудников полиции навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и другие.

Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, психологов, сотрудников группы ювенальной полиции,  родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.

Зачастую распространению насилия над детьми в нашей стране способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Гражданин Н, которого суд ограничил в родительских правах, в свое оправдание сказал- «что его отец так воспитывал «через ремень» и он вырос нормальным человеком не пьет и не курит.». Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых «не выносить сор из избы» ( из школы),  а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим.

Таким образом, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив экономическое насилие, торговлю детьми и прочее. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить насилие возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям.

Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений.

У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость).

Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного или гражданского права.

Семейно-бытовое насилие  представляет собой особую социальную опасность, вызывает необходимость постоянного совершенствования работы по ее профилактике и взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций.

Айсулу Жуматова

председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних